Интервью

Кирилл Жанайдаров (Фонд Сколково): Как материализуются идеи…

В будоражащих кровь романах Жуль Верна присутствуют типажи инженеров-энтузиастов, в  которых кипит энергия и дела колоссального масштаба быстро претворяются в жизнь. Именно такой человек наш сегодняшний спикер – энергичный человек с озорными и живыми глазами – Кирилл Жанайдаров – Руководитель проекта транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково», где уже сейчас ведется работа над будущим – автомобили без водителей, электротранспорт и зарядная инфраструктура, топливные элементы, дроны и все то, о чем ранее мы и не могли представить себе даже в фантазиях.

****

Сыдып Бальдруев (С.Б.). Добрый день! Сегодня мы в гостях у Кирилла Жанайдарова, молодого, энергичного, руководителя проекта транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково», спортсмена и просто талантливого человека. Кирилл, расскажите, пожалуйста, о себе – откуда вы родом, о том, где вы учились, и как вы начали развиваться в этом направлении, а именно – в инновациях.

К. Ж. Сыдып, спасибо! Как всегда, выдающаяся вводная, явно подготовились.

Я родился в Беларуси, в городе Бобруйске, у меня отец военнослужащий, поэтому жили во многих местах на территории бывшем Советского Союза, Дальнем Востоке, Азербайджане, Грузии, Санкт-Петербурге и Москве.

Окончил я школу в городе Кашира Московской области, учился в Московском государственном строительном университете, закончил его с отличием, в дальнейшем трудился в компании ИНТУС, в которой занимался организацией информационно-аналитического сопровождения деятельности Мэрии города Москвы и Департамента строительства города.

Следующим местом моей работы была АНО «Дирекция Московского транспортного узла», данная структура, учредителем которой является Минтранс России, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, призвана гармонизировать развитие транспортной системы Московского региона во всех сферах транспорта – дорожная инфраструктура, воздушный и водный транспорт, наземный городской пассажирский транспорт, внеуличный скоростной транспорт, безопасность дорожного движения. В Дирекции я проработал достаточно продолжительное время, закончил свою деятельность в должности начальника Управления комплексного  развития Московского транспортного узла.

В Фонде «Сколково» я уже 5 лет, руковожу развитием транспортной инфраструктуры и сервисов, участвую во внедрении передовых транспортных технологий, в том числе инфраструктурных. В частности, занимался вопросами запуска беспилотного такси Яндекс на территории инновационного центра «Сколково».

Фото: Пресс-служба Фонда Сколково

(С. Б.) А не могли бы вы рассказать о проектах, которые вы курируете в Сколково, и что планируете от них получить, какая будет польза для общества?

К. Ж. На самом деле, проектов достаточно много. Я выделю только самые интересные с моей точки зрения.

ОСНОВНОЙ ТРЕНД – РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМНОНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА.

Как я уже отметил, в октябре 2018 года в рамках форума «Открытые инновации» мы совместно с командой Яндекс запустили сервис беспилотного такси на территории Инновационного центра, также у нас есть полигон для тестирования беспилотного транспорта, который является частью улично-дорожной сети иннограда. В настоящий момент у нас выдано девять разрешений на проведение опытных испытаний. Это различные компании, начиная от стартапов, заканчивая большими индустриальными компаний, например, КАМАЗ и Волгабас.

Фактически, у нас есть место, где можно в реальных городских условиях испытывать беспилотные машины. Есть круговое движение, различные  перекрестки – Г-образные, Т-образные, различная разметка, остановочные пункты, искусственные неровности, пешеходные переходы. Машина может тестироваться в любых сценариях.

Сейчас мы с коллегами из Яндекс пошли несколько дальше – запустили сервис такси в городе. Беспилотную машину можно вызвать, используя всем знакомое приложение Яндекс.Такси. При этом люди должны заранее  регистрироваться в системе, дать согласие на участие в испытаниях и только после этого им открывается дополнительная транспортная опция. Надо заметить, что сервис особенно полюбили студенты Сколтеха, которым необходимо перемещаться между Кварталом Менделеева и новым кампусом Сколтех на Большом бульваре.

Для удобства испытателей Фонд «Сколково» возвел Станцию мониторинга беспилотного транспорта, которая располагается в непосредственной близости от участка улично-дорожной сети, отведенного под испытания. Станция – модульное здание, в котором различные команды могут проводить доработку машин. Оно поделено на две зоны – техническую и операторскую. Везде высокоскоростной интернет.

Я бы еще отметил, что Фонд «Сколково» активно участвует в повестке развития электротранспорта. В частности, я вхожу в состав Автонет – рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы «Автонет» и Рабочей подгруппы по вопросам международного сотрудничества в целях продвижения на формируемых глобальных рынках передовых технологий, продуктов и услуг российских компаний рынка «Автонет». Кроме того, являюсь членом Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры. Мои коллеги входят в состав рабочей группы по разработке мер стимулирования развития экологических чистых видов транспорта при Правительстве Российской Федерации.

Тут стоит уделить особое внимание тому моменту, что генеральным планом и проектом планировки ИЦ «Сколково» движение машин с двигателями внутреннего сгорания на нашей территории ограничено. «Сколково» – город для людей, все внутренние дороги – «чистые», исключительно для электрических машин, либо машин с использованием топливных элементов. «Грязные» машины с двигателями внутреннего сгорания будет необходимо оставлять на границах иннограда. Сеть внешних перехватывающих паркингов является своего рода защитной мембраной города.

Поэтому в обозримом будущем наступит время когда мы закроем наши границы для привычных всем автомобилей, но для пешеходов и обладателей микротранспорта наши границы будут открыты.

Сейчас мы реализуем проект, который позволит различным производителям зарядных станций тестировать свою продукцию у нас на территории. У есть потребитель и возможность организовать прямое общение производителей с потенциальными заказчиками в лице электросбытовых компаний.

К слову, у нас уже смонтировано и ведется процесс подключения порядка 48 зарядных станций на территории «Сколково».

Тут должен быть вопрос: «А как же строительная и уборочная техника»? Я опередил, да? Вопрос очень интересный. Наши западные коллеги активно занимаются данной тематикой, мы тоже не стоим на месте. Совместно с одним из крупнейших производителей прорабатываем вопросы создания уборочной техники на электрической тяге. Скоро, думаю, будет результат.

ДОСТАТОЧНО ИНТЕРЕСНЫЕ И КРАЙНЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ МИКРОМОБИЛЬНОСТИ. Сыдып, я уверен, вы ни раз видели на улицах Москвы брендированные электро и не электро самокаты из шеринговых систем Самокат Шеринг, YouDrive Lite, Делисамокат. Данный формат транспорта сейчас становится крайне актуальным. Проблема «последней мили» присутствует во всех города. В «Сколково» микромобильность занимает второе место в системе транспортных приоритетов (комментарий редакции: первое место – пешеход, второе место – микромобильный транспорт, третье место – общественный транспорта, четвертое место – личный транспорт). Ввиду площади и структуры иннограда он точно займет у нас ведущие позиции.

В этом году мы планируем запустить целый ряд сервисов микромобильности – прокат велосипедов, прокат электросамокатов, как станционный, так и гибридный-безстанционный. Будут эксперименты и по созданию систем городского шеринга гироскутеров.

С удовольствием приглашаю на наши ключевые события Startup Village, Skolkovo Jazz и форум «Открытые инновации», устроим экскурсию на велосипеде или самокате.

Плюс – мы активно занимаемся вопросами инфраструктуры. БЕЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ КОРРЕКТНЫМ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТА, ПОЭТОМУ АКТИВНО ВНЕДРЯЕМ ТЕХНОЛОГИИ V2X, i2V.  Сейчас, совместно с нашим резидентом устанавливаем датчики, которые позволят хеджировать аварийные ситуации, в том числе людей перебегающих проезжую часть в неположенном месте. Ключевая задача – обеспечить общение машины с инфраструктурой.

В этой области у нас есть замечательный пилотный проект с НП «ГЛОНАСС», который направлен именно на развитие интеллектуальной транспортной системы, поэтому с удовольствием ждем разработчиков технологий «умного» транспорта в «Сколково».

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА ГОРИЗОНТЕ ПОЯВИЛАСЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ (БПЛА), ПРОЕКТЫ АЭРОТАКСИ, КАК ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА, УЖЕ АКТИВНО РЕАЛИЗУЮТСЯ КРУПНЕЙШИМИ МИРОВЫМИ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫМИ КОНЦЕРНАМИ AIRBUS И BOEING

Мы собираемся создать полигон для испытаний БПЛТА. У нас есть замечательные резиденты, которые занимаются разработкой технологий в данной области, есть спрос на рынке, но площадки для тестирования большая редкость. Наш будущий полигон позволит компаниям – участникам проекта «Сколково» оперативно тестировать свои разработки. Мы, конечно же, надеемся, что в будущем аэротакси сможет осуществлять реальные перевозки пассажиров.

(С. Б.) Кирилл, скажите, часто к нам обращаются  различного рода студенты, очень смышленые, энергичные со своими идеями, но не могут их применить.  Грубо говоря, как построена система работы вашего фонда с молодыми людьми,  в каком формате? Чтобы он пришёл и стал как-то взаимодействовать?

К. Ж. На самом деле – просто. На сайте Фонда «Сколково» есть раздел, где детально указано, что требуется сделать для того, чтобы стать резидентом. Инструкция достаточно подробная. Присвоение статуса участника проекта «Сколково» дает стартапам различные налоговые льготы, доступ к крупнейшим профильным технологическим мероприятиям, инвесторам и индустриальным партнерам.

Ко мне, как к транспортнику, часто приходят талантливые стартаперы. Со своей стороны, с удовольствием рассматриваю такие проекты, а перспективные передаю коллегам в Кластеры.

В ОБЛАСТИ МАСШТАБИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ УЧАСТНИКОВ «СКОЛКОВО» У НАС ЕСТЬ СОВМЕСТНАЯ ИДЕЯ С КОЛЛЕГАМИ ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО СОЗДАНИЮ СТЕНДА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ПЕРЕДОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СКОЛКОВО С ЦЕЛЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИХ МАСТАБИРОВАНИЯ В ГОРОДЕ.

Создание такой площадки является очень хорошим конкурентным преимуществом, в том числе – для развития маленьких стартапов. Появляется возможность применения их разработок в крупных городских проектах.

(С. Б.) Отлично! Кирилл, город меняется, развивается, и вы – активный участник этих процессов. Вся планета сейчас проходит стадию изменений, в том числе –  и в транспортной ситуации. Это очень великолепная возможность – участвовать в этом. Соответственно, вы много-много что видели, многих знаете, и с этой позиции не могли бы вы посоветовать молодёжи – как развиваться, добиваться  успеха в этой жизни.

К. Ж. Первое, что я  скажу – это не бояться. ПУСТЬ НЕ БОЯТСЯ ПРИДУМЫВАТЬ, ПУСТЬ НЕ БОЯТСЯ ФАНТАЗИРОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ИДЕИ КОГДА-ТО БЫЛИ СУМАСШЕДШИМИ. Я УВЕРЕН, ЧТО СКЕПТИКОВ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЕСА 5000 ЛЕТ НАЗАД БЫЛО ПРЕДОСТАТОЧНО, ЗА МАМОНТОМ НОГАМИ БЕГАТЬ БЫЛО ВПОЛНЕ СЕБЕ УДОБНО.

Мне кажется, здесь надо смотреть исключительно вперёд, верить в себя, верить в свои возможности, но при этом четко смотреть за рынком и его потребностями. Всегда можно найти область, где найдется место новым технологиям.

Со своей стороны, готовы оказать всестороннее содействие разработчикам новых технологий. Через Вас, Сыдып, можно будет познакомиться с перспективными ребятами, которым будет интересно показать свои разработки.

Резюмируя все вышесказанное, могу сказать, если проект достаточно хорошо подготовлен, проделан хороший анализ рынка, понятна проблематика, которую он решает, и понятны предварительные расчёты в части экономики, то такие проекты замечательно двигаются и развиваются, а с участием, мы обязательно поможем.

 (С. Б.) Спасибо, я понял.

К. Ж. Спасибо, Сыдып.

Сыдып Бальдруев, Сколково. 2019